cabal_ussr (cabal_ussr) wrote,
cabal_ussr
cabal_ussr

План Габа-Тепе (ч.3)



Оставшийся полк 9-й дивизии, 26-й, был оставлен в резерве в Серафим-Чифлик в низменности на плато Килид-Бахр. Оно позволяло ему в случае необходимости быстро прибыть в Габа-Тепе, Кум-Тепе или Седд-эль-Бахр. Итого, план обороны против первого удара любого противника можно описать так: один батальон охраняет побережье Габа-Тепе, один – Кум-Тепе, два следят за многими небольшими площадками, подходящими для высадки, в районе мыса Геллес и Седд-эль-Бахр; два батальона 27-го полка и все три 26-го оставлялись в резерве под командованием Халила Сами-Бея в нескольких километрах от Габа-тепе в готовности ринуться в любое место, где будет произведена высадка.

Рассредоточенные части 9-й дивизии могли разве что обнаружить вторгшегося противника и задержать его до подхода резервов. Оборона всецело зависела от этих резервов. Ближайшим резервом III корпуса была 19-я турецкая дивизия. Три её полка стояли лагерем неподалёку от Майдоса в готовности броситься к Габа-Тепе или Седд-эль-Бахр, или переправится на паромах на азиатский берег пролива. 57-й полк располагался под Богхали в районе отрога, идущего от высоты 971 до Май-Тепе. 72-й и 77-й полки находились к востоку от Майдоса, у подножия Май-Тепе. Все эти резервы были расквартированы рядом с узкостью в проливе, всего в 7 км с небольшим от Габа-тепе и в 24-26 км от Седд-эль-Бахр. Килия-Лиман, бухта к северу от Майдоса, через которую турецкий штаб получал проволочные заграждения для оборонительных позиций на Габа-Тепе и Кум-Тепе, была всего в 7 км от пляжа «Z», разведку которого в это самое время проводил штаб Австралийско-новозеландского армейского корпуса с борта линкора Queen. На полуострове не было железных дорог, обычные же дороги представляли собой тропы. Основной путь подвоза припасов и войск пролегал по морю до гаваней в узкости. Турецкая система телеграфной и телефонной связи в то время не была такой совершенной, как в большинстве армий, но фон Сандерс инициировал прокладку линий связи на Дарданеллах. Важные пункты были соединены со штабом, а посты на побережье, которые не были оборудованы телефонами, держали связь с тылом посредством сигналов.

Об опорных пунктах на мысе Геллес уже упоминалось выше. На Габа-Тепе имелось несколько старых земляных укреплений, оставшихся со времён Балканской войны. Траншеи тянулись по окружавшим мыс холмам. Напротив пляжа к северу от Габа-Тепе, который был выбран в качестве точки высадки, находились старые земляные укрепления и линия артиллерийских позиций, оборудованных во время Балканской войны. Они занимали невысокую гряду позади берега. Незадолго до этого были проведены дополнительные работы по развороту системы окопов к берегу. Севернее этого места в пересечённой местности располагались аванпосты и батареи в разрозненных траншеях. Четыре крупные артиллерийские позиции, которые по сообщениям воздушной разведки находились дальше вглубь материка от Габа-Тепе, на самом деле располагались в 1,5 км к югу, за Асмак-Дере, на другой стороне небольшой возвышенности, усеянной одиноко стоящими невысокими чахлыми дубами. Это место турки называли Паламут-Лук (дубовая роща), австралийцы впоследствии назвали его «Оливковой рощей». Как и почти все остальные линии обороны в этой зоне, эти замаскированные позиции были созданы для прикрытия берега к северу от Габа-Тепе. Они формировали крайний юг зоны Габа-Тепе. Зона Кум-Тепе была укреплена почти так же, как и Габа-Тепе. Она располагалась у подножия плато Килид-Бахр. Турки предполагали, что британцы могут высадить десант в этой точке и попытаться неожиданно штурмовать пологие склоны плато. Крупные бастионы на плато сами были сильно укреплены.

Т.о., турки хорошо подготовились к обороне полуострова. На южной стороне пролива они разместили XV турецкий корпус, состоявший их 3-й и 11-й дивизий. Они были размещены так, что 3-я дивизия могла быстро укрепить береговые позиции в Кум-Кале или Енишере, а 11-я – южнее в бухте Бешика. Обе дивизии также могли быть быстро переброшены на европейскую сторону. Как на полуострове, так и на азиатской стороне турки укрепляли свои позиции каждую ночь, сапёрные роты ставили проволочные заграждения на пляжах, где ожидался вражеский десант, пехота рыла окопы. Им был отдан приказ не высовываться.

Именно так Лиман фон Сандерс решал трудную задачу предупреждения атаки, которая могла пойти начаться в Булаире, Габа-Тепе, Седд-эль-Бахре или в южной части пролива.

Информация относительно численности противника, имевшаяся у британского главного штаба, была относительно точной. О формировании 24 марта 5-й турецкой армии под командованием фон Сандерса было неверно доложено как о новом 5-м «армейском корпусе». Но 9 апреля египетское военное министерство сообщило главному штабу практически точные данные о дивизиях, из которых состояла армия. Она оценивалась в 76.000 человек к северу и югу от пролива. В соседних регионах Турции:

Адрианополь [Эдирне] и Кешан….20.000
Константинополь и Босфор………100.000
Смирна……………………………......10.000
Измир-Пендик……………………......16.000

Новые окопы и артпозиции на полуострове ежедневно фиксировались британскими лётчиками, и майор Виллерс-Стюарт из штаба генерала Бидвуда 14 апреля совершил полёт на самолёте над Габа-Тепе. Новые данные отмечались на всех картах. Все офицеры получили карты, специально отпечатанные в Египте. Говорили, что их сделали по данным бывавших на Галлиполи и наблюдателей на кораблях. Учитывая их источники данных, на картах было отображено большое количество деталей. Карты были разделены на большие квадраты, которые разбивались на несколько меньших по площади. Так что любую местность можно было обозначить, назвав литеру и номер. Контуры высот обозначали каждые 100 футов высоты. Австралийские офицеры, практически не имевшие доселе дела с точными картами, на первых порах смотрели на них, как на чудо природы.

19 апреля на борту транспортов было оживлённо. Из главного штаба поступила команда прекратить занятия по высадке с судов. Все буксиры и транспорты начали пополнять запасы воды и угля. Линейный крейсер Bacchante и бронепалубный крейсер Talbot обстреляли в тот день турецкие лагеря у Габа-Тепе. 20 апреля поступил приказ о начале передвижения войск на следующий день.

Высадку десанта назначили на 23 апреля. Но утром 20 числа поднялся такой сильный ветер, что, несмотря на чистое небо, ни одно из десантных судов не могло перемещаться по гавани. В 17:00 поступил приказ отложить выдвижение на двадцать четыре часа. 21 апреля весь день дул точно такой же сильный ветер, и вечером выдвижение снова отложили. 22 числа ветер стих ближе к закату, и началось движение судов между транспортами. Днём 23 числа множество британских транспортов отделились от других, построились в полной судов бухте и начали движение к выходу из гавани. Многие заметили, когда проплывали мимо, один старый грузовой пароход с двумя мачтами и жёлтой трубой. С правого борта на верёвках свесились пол-дюжины человек, которые красили корпус в жёлтый цвет. Это был пароход River Clyde. Ещё оставался неокрашенным участок рядом с носом. В тот вечер генерал Бидвуд с офицерами своего штаба перебрались на линкор Queen, а генерал Бриджес со штабом – на Prince of Wales.

На рассвете следующего дня, 24 апреля, четыре транспорта, на которых располагалась 1-я австралийская пехотная бригада и некоторые другие части, отбыла с Мудроса, обогнула остров и вошла в бухту Пурния на севере острова. После полудня к ним присоединились ещё пять кораблей, перевозивших большую часть 2-й бригады и индийские горные батареи. Весь день они простояли там на якоре. В соседней бухте встали на якорь три других транспорта, перевозившие паромные пристани и баржи для перевозки лошадей.

Тем временем на Мудросе, сразу после полудня, к транспортам 3-й бригады подошли эсминцы и перевезли половину 9-го батальона на Queen, половину 10-го на Prince of Wales, и половину 11-го на London. Солдаты в полной экипировке с личным оружием тихо поднялись на борт и спустились во внутренние помещения. Все проходы и жилые палубы были забиты ими. Флот настоял на снабжении их питанием. В этом случае им не пришлось бы покупать еду в буфетах. Матросы, морские пехотинцы и офицеры делились деньгами для покупки дополнительных товаров в столовых корабля. На каждом корабле все помещения, кроме каюты капитана, были забиты солдатами. Майор морской пехоты или кто-то из старших офицеров кораблей добровольно отдавали свои каюты полковнику, а остальные офицеры отдавали австралийским офицерам свои койки, чтобы они могли отдохнуть. В полдень корабельный капеллан проводил службы под стволами главного калибра на квартердеке.

После завершения погрузки войск на борт в 14:00 корабли вышли из порта. Полковник Маклаган, командовавший 3-й бригадой, которая должна была производить высадку, попрощался с генералом Бриджесом на борту Prince of Wales и сел на один из эсминцев.

- Ну, Маклаган, - сказал Бриджес на прощание: ты меня ещё не поблагодарил
- Да, сэр, я благодарю вас за оказанную мне высокую честь выполнить эту задачу вместе с моей бригадой, - ответил он. Однако если окажется, что турки готовы удерживать эти горные цепи любой ценой, то, честно говоря, я не думаю, что вы когда-либо снова увидите 3-ю бригаду.
- Давай иди! – сказал Бриджес, смеясь

Queen Elizabeth взял курс на выход из гавани. За ним выстроились линкоры Queen, Triumph, Prince of Wales, крейсер Bacchante, а также линкоры London и Majestic, затем подошли шесть эсминцев и четыре транспорта 3-й бригады. Все интервалы соблюдались неукоснительно. Их бурно приветствовали с французских кораблей, пришвартованных в гавани. Старый французских корвет, переоборудованный в плавучий госпиталь, прошёл мимо них, люди на его борту махали руками и кричали. Австралийцы в ответ с разным успехом пробовали насвистывать Марсельезу. После выхода из гавани Мудроса колонна разделилась. Queen Elisabeth взял курс на Дарданеллы. Пять линкоров стали огибать Лемнос с запада. Один эсминец прошёл на траверзе каждого транспорта, и транспорты с эсминцами взяли прямой курс на Имврос.

awmohww1-aif-vol1-ch110026

Непосредственно перед закатом бойцы 1-й и 2-й бригад на своих транспортах в бухте Пурнея увидели, как вдоль горизонта на запад шла эскадра из пяти кораблей, которая с наступлением ночи скрылась из виду.

Это были линкоры, которые везли 3-ю бригаду на Габа-Тепе.

Источник:
Chapter XI – The Gaba Tepe Plan
Tags: Австралия, Первая мировая война, военная история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments